город трёх рыб
Литературные тропы Саратова
Если ты только приехал в Саратов, или у тебя нет времени осмотреть все его достопримечательности, то советуем в первую очередь посетить пешеходную зону, названную в честь великой русской реки.
В архитектурном ансамбле Волжской улицы сохранились старинные особняки. Они создают своеобразный колорит, присущий только нашему городу. Их окружает флёр тайн и легенд. Услышать можно и о подземных ходах, и о прекрасных амазонках, и о всевозможных приключениях, и о миллионных подарках… Услышать можно всё, кроме правды. Причина такого полёта фантазии скрыта в самих домах. В их архитектуре. В силе гармонии и красоты. Саратовские особняки в стиле модерн вобрали в себя все краски, всю свежесть, пряный аромат и прихотливый вкус того времени. Ныне по этой улице проходит пешеходная зона, ставшая новой визитной карточкой города.

Начиная от Набережной Космонавтов, мы будем подниматься вверх по Волжской. Ты встретишь на своём пути исторические дома и архитектурные ансамбли, выполненные в разных стилях: от классицизма XVII до модерна XX века. Здесь можно насладиться великолепием красок и соприкоснуться с историей не только Саратова, но и всей России.
детали
Длина: 1,6 км
Время: 30 минут
Что взять с собой: отличное настроение, приятную компанию, блокнот для эскизов или фотоаппарат


1
Одноклассники в бронзе
Адрес: ул. Набережная Космонавтов
Локация: аллея напротив причала


25 мая 2010 года, в День последнего звонка, на Набережной Космонавтов в тени деревьев был торжественно открыт памятник «Одноклассники», известного скульптора Владимира Панина. Его работа представляет собой бронзовое изваяние: сидящих за школьной партой девочку и мальчика. Кажется, будто они замерли на самом интересном месте оживлённого разговора. Памятник давно стал излюбленным местом для встреч выпускников.

2
«Встреча с прошлым» Константина Федина
Адрес: ул. Чернышевского, 154
Локация: памятник К.А. Федина и Государственный музей
К.А. Федина
На пересечении набережной и Октябрьской улицы расположена площадь Константина Александровича Федина. Здесь установлен памятник советскому писателю, создателю произведений «Похищение Европы», «Горький среди нас» и «Встреча с прошлым». Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронёс не только через всю свою жизнь, но и через творчество. Саратов является местом действия произведений, причём описан он очень достоверно. Константина Александровича «влекли к себе старые, родные закоулки», где оживала память о детстве, близких и родных людях, событиях, оставивших в душе след на многие годы. Чуть выше по улице ты можешь посетить музей, носящий имя К.А. Федина. С первых лет своего существования этот культурный центр позиционировал себя как музей русской литературы XX века. Сейчас здесь проводятся экскурсии, посвящённые литературе XIX­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­-XX веков и жизни Константина Александровича.

3
Первый «Дом с ангелом»
Адрес: ул. Октябрьская, 5
Локация: особняк А.И. Дашковского
Поднимаясь по улице Октябрьской, ты обязательно обратишь внимание на этот дом, который уютно расположился на углу улицы Лермонтова. Это особняк А.И. Дашковского. Рядом с ним больше нет таких зданий, сохранивших естественный кирпичный цвет и орнаментную кладку. Ныне в этом особняке, памятнике архитектуры регионального значения, размещается кафе-ресторан. В феврале 2016 года именно этот дом стал первым участником краеведческой акции «Дом с ангелом», которая направлена на популяризацию исторического наследия города и новых архитектурных решений. «Дом с ангелом» ­– это дань уважения тем людям, которые сохраняют или восстанавливают памятники архитектуры в Саратове. На фасаде из красного кирпича можно заметить ангелочка-амура с луком и стрелой в руках. По всему городу таких инсталляций всего пять. Если у тебя найдётся время, обязательно поищи их.

4
Каменный крест
Адрес: возле ул. Чернышевской, 197
Локация: армянский хачкар
В 2000 году по приглашению губернатора Саратовской области Дмитрия Фёдорович Аяцкова город посетил с официальным визитом президент Армении Роберт Седракович Кочарян. В качестве символа крепких культурных и исторических связей было решено установить в Саратове хачкар – традиционный символ армянского христианства. Это тёмно-оранжевая скульптура высотой около четырёх метров. Внизу расположены специальные ниши для свечей. Памятник окружён невысокой металлической оградкой. Хачкары издавна устанавливались в ознаменование самых разных событий и символизируют их неразрывную связь с христианской верой. Праздничное открытие было приурочено к 1700-летию крещения Армении. С момента своего появления монумент стал местом проведения мероприятий в память жертв геноцида армян 1915 года в Османской империи. В 2009 году хачкар реставрировался, была благоустроена прилегающая территория.

5
Католический собор
Адрес: ул. Мичурина, 160/164
Локация: приход Святого Климента Римско-Католической церкви
До мая 1919 года Саратов был «столицей» автономной области немцев Поволжья, вследствие этого наш город стал и одним из самых больших центров католичества в Российской империи. Поэтому именно здесь расположился Католический собор Святых Апостолов Петра и Павла. Его архитектура в стиле модерн необычна: фасад имеет полукруглую форму с шестью треугольными окнами, а над ним расположен большой крест. К основному «кораблю» собора пристроены полукруглые боковые строения.

6
Жилище современного искусства
Адрес: ул. Мичурина, 166/168
Локация: выставочная площадка «Атриум»
Может быть, ты уже много раз проходил мимо банка «Экспресс-Волга» и даже не подозревал, что внутри находится выставочная площадка нового поколения – «Атриум». Его деятельность направлена на поддержку молодого современного искусства. Здесь находят воплощение новые течения в живописи и дизайне. Широкое пространство и обилие света впечатляет посетителей. Почти каждую неделю здесь проходят новые выставки работ отечественных и зарубежных фотографов, художников, дизайнеров и деятелей других видов искусства. Иногда на этой площадке устраивают концерты современной и классической музыки. Кстати, вход на все выставки абсолютно бесплатный – нужно будет просто предъявить документ, удостоверяющий личность.

7
Замок Елены
Адрес: ул. Волжская 22
Локация: Дворец бракосочетаний
Минуя Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла, пройдём по улице Волжской до её пересечения с улицей Октябрьской. Несколько веков назад здесь проходил городской вал, окружавший старый Саратов. Поэтому эта улица имеет такую подковообразную форму, соответствующую очертанию вала. Чуть дальше по улице находится самое популярное для будущих молодожёнов место – Дворец бракосочетаний. В прошлом это был знаменитый особняк Эммануила Ивановича Бореля, промышленника французского происхождения. Здание построено в 1909 году саратовским архитектором Петром Митрофановичем Зыбиным, авторитетным представителем модерна. Определяющее качество особняка – компактность. Массив здания собран вокруг центральной точки – холла. Стены едва заметно наклонены внутрь: если мысленно продолжить их вверх, рано или поздно они встретятся в «небесном фокусе». С этим местом связана красивая легенда: якобы Борель подарил этот прекрасный дом своей даме сердца с мифологическим именем Елена. По этой причине до революции особняк часто называли «замком Елены». Насколько эта легенда соотносится с подлинными событиями, увы, неизвестно. Но романтика в этом здании осталась – теперь здесь регистрируют браки жителей Волжского района.

8
Граффити «Мечтатели»
Адрес: ул. Волжская, 23
Локация: фасад кофейни «Кофе и шоколад»
Граффити уже давно признано всем миром одним из самых ярких и необычных видов изобразительного искусства. Саратов не остаётся от него в стороне, в нашем городе работы уличных художников становятся всё масштабней. Фасад дома напротив «замка Елены» стал местом вольной интерпретации притчи Ричарда Баха, написанной в XX веке. Граффити во всю стену дома изображает весёлых детей: мальчика и девочку, бегущих за огромным белым псом по улице. Художниками этого местного шедевра стали Олег Зябкин и Владимир Куц. Они признались, что их вдохновила тема мечтателей и притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». В ней рассказывается о чайке, учившейся жизни и искусству полёта. Это произведение может считаться проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании.

9
«Танцовщицы» особняка
К.К. Рейнеке
Адрес: ул. Соборная, 22
Локация: Областной госпиталь для ветеранов войн

Усадьба, расположенная возле городского сада «Липки», принадлежала Константину Кондратьевичу Рейнеке. Это квинтэссенция так называемого «чистого» модерна. У особняка нет одного главного фасада. Можно долго ходить вокруг него, открывая под разными углами зрения всё новые повороты и эффектные сочетания объёмов. Даже тот фасад, что обращён на улицу – броский, асимметричный, кипящий то столкновением, то едва уловимым переходом плоскостей, цвета и форм, – не принадлежит ей целиком, не воспринимается фронтально. Он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решётку ограды – динамичную и зовущую взгляд за собой. Каждый может заметить изображённых в голубых тонах танцовщиц на фасаде здания. Однако немногие саратовцы знают, что две девушки в развевающихся одеяниях, украшающие большое панно особняка Рейнеке, – это майоликовое воспроизведение довольно известной картины конца XIX века Франца фон Штука «Танцовщицы».

10
Дом со львами
Адрес: ул. Волжская, 32
Локация: Саратовский областной учебно-методический центр специалистов культуры и искусств

Особняк мукомола Петра Ивановича Шмидта – это сдержанность деталей, аристократизм орнамента, но при этом смелая компоновка объёмов, крупная пластика, динамичная асимметрия массы здания. Чем глубже стараешься понять то или иное сооружение, тем запутанней и сложней перекрещиваются породившие его тенденции. Внешне дом выглядит серо, но в тоже время в нём есть торжественность, украшения на фасаде придают ему аристократический вид. Самое интересное находится во дворе этого особняка. Здесь расположен грот, выполненный в типичной манере модерна. Он представляет собой имитацию ледяной стены, а посередине, на самом основании находится непонятное и страшное существо. При парадной лестнице установлены скульптуры двух львов. Однако просто так во двор попасть не удастся, придётся просить разрешение у владельцев. Сейчас в этом здании располагается центр поддержки одарённых детей.

11
Зелёный уголок
Адрес: между ул. Соборная и ул. Радищева
Локация: Городской сад «Липки»

Не всегда соседство изысканных зданий стиля модерн с многоэтажными бетонными «офисами» и жилыми новостройками гармонично, но всё-таки своя, ведущая, изначально выразительная мелодия, к счастью, сохранилась. И главную партию здесь играет сад «Липки». Аккорды деревьев и аллей, узоры металлической ограды, детские голоса, цветники – это всё «Липки». Однако мало кто знает, что этот парк был первым общедоступным городским садом в России. Летние сады в России в XIX веке уже не были диковинкой. Но при этом в Санкт-Петербурге онегинской поры Летний сад был открыт для прогулок только «всем военным и прилично одетым», и там взималась плата за вход. Сад «Липки» был заложен в 1824 году, было высажено 1080 лип. В 1908 году была изготовлена и установлена кованая железная ограда по эскизам художника Сергея Чехонина. Сейчас это любимое место отдыха горожан. Здесь есть много мелких достопримечательностей. Так, например, почти в центре сада «Липки» есть фонтан с символом города Саратова – осетром. Здесь проходят различные фестивали, шахматные турниры и необычные праздники. Любой желающий может покататься на велосипеде или на роликовых коньках. Для детей на территории парка есть игровые площадки. «Липки» – это маленький зелёный уголок, который спасает в шумном центре Саратова.

12
«Утоли моя печали»
Адрес: ул. Волжская, 38
Локация: Храм в честь иконы Божьей Матери

Творением Петра Митрофановича Зыбина заканчивается Волжская улица. Маленький, яркий по оформлению и цветовому решению храм построен в псевдорусском стиле с использованием композиции, деталей оформления церковных зданий средневековой Руси. Саратовский храм во имя иконы Божьей Матери «В скорбях и печалях утешение» известен горожанам под названием «Утоли моя печали» и хорошо вписывается в панораму окружающей его застройки. Силуэт церкви с красочными главками, изящными зигзагами напоминает храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Откровенная декоративность и нарядность сочетаются с камерностью. Талантливый зодчий творчески синтезировал элементы древнерусской архитектуры с эстетикой модерна. Храм необыкновенно вписался как в застройку архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра Саратова начала XX века. Вот уже на протяжении ста лет он определяет историческое лицо города и притягивает внимание многочисленных туристов.

13
Саратов вчера, сегодня, завтра
Адрес: возле ул. Радищева, 22
Локация: площадь им. Н.Г. Чернышевского

Естественно и гармонично вливается улица Волжская в
яркий ансамбль площади имени Николая Гавриловича Чернышевского. В 1988 году к предстоящему 400-летию Саратова появился интереснейший туристический объект – панорама «Саратов вчера, сегодня, завтра». Её уникальность в том, что ни в одном другом российском областном центре нет аналогов, расположенных на центральных площадях, под открытым небом. Она показывает историю формирования и становления города. На панораме Саратов двух видов: образца начала XX века и 1988 года. Её дополняют макеты «Города будущего», содержащие проектные виды новых многоэтажных домов, жилых микрорайонов, запланированных к строительству на момент 1988-го. Здесь же можно увидеть барельефы знаменитых уроженцев и жителей Саратова, лепные изображения основных местных достопримечательностей.
Помимо панорамы на мраморном щите сообщается, что Саратов был основан в 1590 году. Надпись на другом щите фиксирует, что панорама города была построена на Соборной площади, в тот год, когда Саратову исполнилось 400 лет – в 1990 году. Цифру «400» на щите окружают лепные символы города: Троицкий собор, Крытый рынок, консерватория, краеведческий музей, театр оперы и балета, стела «Журавли». Детали панорамы можно рассматривать очень долго – история целого
города как на ладони.
Автор маршрута
Анастасия Коваленко
Фотографии
Дарья Зимина
Никита Власов
Михаил Егоров
Город трёх рыб
Редакторы: Дарья Зайцева, Валентина Лучкина, Лариса Суворова

© проект студенческого журнала Саратовского университета «СГУщёнка»
Координаторы проекта: И.Г. Малинский, Е.Г. Елина.
Кураторы проекта: К.А. Розанов, Т.Р. Хуснулина.
Журнал зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области. Свидетельство ПИ № ТУ 64-00513 от 09.04.2015.
Софинансирование в рамках программы "УНИВЕРиЯ: будущее в наших руках (вклад студенческого самоуправления в развитие НИУ СГУ) при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Made on
Tilda